МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: Программа : . - М.: «Вентана-Граф, 2012 г.

2. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: «Вентана-Граф, 2013 г

3. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: 3 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. - М.: «Вентана-Граф, 2013 г.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 классы: методика обучения. - М.: «Вентана-Граф, 2013 г

4. Гмырина И. Э. Большакова Л. В. Макарова О. В. И др. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов: Архангельск 2010

5. Морянка: Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений /под общей ред. И.Ф.Поляковой.- Архангельск, 2013


Учебно-тематическое планирование «окружающий мир – 68 часов

№ урока Тема раздела, урока Количество уроков Основное содержание Тематика практической части Характеристика деятельности обучающихся ( УУД ) Тематика регионального компонента Контроль
1. Введение Где ты живёшь. Когда ты живёшь. «Родной край – частица России» РКМ Всё живое на Земле существует в пространстве. В каждый момент человек находится в рамках какого-то пространства. Всё живое на Земле существует во времени. Время может быть настоящим, прошедшими будущим. Для счёта лет в истории используют специальные термины Ориентироваться в понятии «историческое время». Понимать значение римских цифр. Определять век по записи рим­скими цифрами. Состав­лять ленту времени Обсуждать проблему существования человека в пространстве. Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. «Родной край – частица России» РКМ
2. Земля наш общий дом Природные тела и природные явления. Солнце — тело неживой природы Тела природы можно разделить на две группы: тела живой природы, тела неживой природы. Человек наблюдает разные явления природы. Огромное тело неживой природы — Солнце. «Характеристика Солнца». Рассказ учителя о Н. Копернике Понимать личное за­труднение и обращать­ся за помощью к учите­лю. Предви­деть результат своей деятельности. Классифицировать кар­точки с природными и ис­кусственными телами. Высказывать предполо­жения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Да­вать характеристику науч­ного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входя­щие в нее. Оформлять ин­формацию в виде таблицы. Обсуждать поговорки о Солнце. Рассматривать и читать схему Солнечной системы. Составлять не­большое сообщение о лю­бой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу.
3. Экскурсия на водоем Родной город, село, поселок» РКМ Экскурсия на водный объект: с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения Экскурсияна водоем Работа с природными объектами Описы­вать натуральные объек­ты. Наблюдать за поведением животных, человека, использованием воды. Характеризовать животное как организм. Устанавли­вать зависимость между внешним видом, особен­ностями поведения и ус­ловиями обитания жи­вотного. Приводить при­меры (конструирует) це­пи питания. Делать выводы об использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. Родной город, село, поселок» РКМ
4. Экскурсия в лес, на луг . Разнообразие растений родного края. Приме­ры отдельных предста­вителей флоры, живущих в разных условиях луг, лес и др.). Обсуждение проблемы: почему без растений жизнь на земле была бы невозможна? Ориентирование по компасу. Знакомство с компасом работа с компасом Экскурсияв лес, на луг Работа с природными объектами Описы­вать натуральные объек­ты. Выполнять работу с натуральными объектами. Характеризовать растения как организм. Устанавли­вать зависимость между внешним видом, особен­ностями и ус­ловиями обитания растения. Работать в груп­пе Родной город, село, поселок»
5. Земля – планета Солнечной системы. Солнце. Солнечная система. Планеты солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы Понятие горизонт Работать в груп­пе. Моделировать несложные ситуации (опы­ты, эксперименты) в со­ответствии с поставлен­ной учебной задачей. Делать вывод на основе длительных на­блюдений (по проращи­ванию семян). Проводить и комментировать опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимать, что та­кое «сутки» и «год». При­водить примеры, доказы­вающие возмож­ность/невозможность жизни человека без сол­нечного света. Анализи­ровать объекты окружаю­щего мира. Классифици­ровать объекты окружаю­щего мира по разным основаниям. Взаимодействовать с уча­стниками диалога. Искать нужную ин­формацию . Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей дея­тельности.
6. Условия жизни на Земле - тепло и свет. Р.С. Как люди осваивали Север Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений. Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа). Опыт Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи Р.С. Как люди осваивали Север
7. Вода – условие жизни на Земле Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника «Вода - среда обитания животных» Работа с рубрикой «Картинная галерея»
8. Воздух условие жизни на Земле Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» ( с использованием диаграммы). Загрязнители воздуха. опыт «Свойства воздуха»
9. Какой будет погода? «Природа и человек. Поморский календарь» РКМ Характеристика природы. Знакомство с Поморским календарем. Обсуждение погодных условий на Севере. «Природа и человекПоморский календарь» РКМ
10. Как человек изучает землю Как изображают Землю. План и карта Обсудить вопрос, как человек познает мир. Сделать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Человек наблюдал окружающий мир и использовал это для научных открытий и практической жизни. Методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географиче­скую и историческую кар­ты. Анализировать мас­штаб, условные обозна­чения на карте. Практическая работа «Глобус – модель Земли», работа с картой (условные обозначения и масштаб Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументиро­ванно отстаивать соб­ственное мнение. Получать информа­цию при работе с иллю­стративным материалом. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Опи­сываеть натуральные объекты. Объяснять назначение мас­штаба и условных обо­значений.
11. Царства природы Бактерии Бактерии — малень­кие, примитивные живые существа. Особенности жизни бактерий, места их обитания Описы­вать натуральные объек­ты. Выполнять работу с иллюстративным мате­риалом. Понимать личное затруднение и обращается за помо­щью к учителю. Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые су­щества на Земле самые маленькие?» Высказы­вать предположения о по­лезности/ вредности. Слушать рассказ учителя и сообщения од­ноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному. Кратко характери­зовать особенности внеш­него вида и строения грибов. Иллюстрировать свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».
12. Грибы Р.С. Лесные богатства области: грибы (съедобные и несъедобные). Повторение материала 2 класса: что мы знаем о грибах. Обсуждение проблемы: чем грибы отличаются от растений? Беседа по вопросам и заданиям к статье «Какие бывают грибы». Правила сбора грибов. Р.С. Лесные богатства области: грибы (съедобные и несъедобные).
13. Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Места обита­ния растений на планете Земля. Приме­ры отдельных предста­вителей флоры, живущих в разных условиях (водо­ём, луг, пустыня, лес и др.). «Пас­порт» растения по мате­риалам экскурсии. Проблема: почему без растений жизнь на земле была бы невозможна? Целостно, гармонично воспринимать мир. Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями. Владеть рассуждением, описанием, повествова­нием. Решать проблем­ные задачи. Получать информацию из разных источников (из презента­ции, иллюстративного материала и текста учебника). Вести учебный диалог, работать в группах: составлять «паспорт» растения.
14. Разнообразие растений на Земле. «Растения и животные нашего края» РКМ Среди растений можно выделить разные группы, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Особенности строения растений разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Работа с гербарием и живыми растениями Классифицировать рас­тения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать с гербариями «Растения и животные нашего края» РКМ
15. Растения – живые тела (организмы) Повторение материала: «Тела природы». Обсуждение проблемы: что общего у растений несмотря на их разнообразие? Работа с материалом о строении растения ( разнообразие корневых систем и корней, побегов). Опыт «Роль света и воды в жизни растений». Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения», с текстом иллюст­рациями учебника. Наблюдать и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Слушать и слышать собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро­ванно отстаивать соб­ственное мнение. Кратко харак­теризовать органы расте­ния, их значение для роста и развития, характе­ризовать значение органов растения.
16. Какие бывают плоды. Распространение плодов и семян Растения можно размножать семенами. Подго­тавливает плакат «Распро­странение плодов и семян». Сравнивать плоды рас­тений. Приводить приме­ры плодов с заданными. Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Понимать, что распро­странение семян - спо­соб расселения растений на другие территории. Приводить примеры уча­стия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
17. Размножение растений Растения можно размножать вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), Работа с живыми растениями. Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Овладевать способами по­лучения, анализа и об­работки информации (обобщение, классифи­кация, сериация, чтение). Ставить учебную задачу и контролировать её выпол­нение.
18. Как долго живут растения. Коллективная подготовка «кадров фильма» «Продолжительность жизни растений». Однолетние, двулетние, многолетние растения.
19. Растения дикорастущие и культурные. Культурные растения в жизни человека. Изго­тавливает книжку-самоделку «Культурные растения». Работа с гербарными экземплярами. Классифицировать расте­ния: дикорастущие, куль­турные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорасту­щих растениях. Приводить примеры дико­растущих и культурных растений и объяснять их принадлежность к той или иной группе, их значение в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло зем­леделие», «Хлеб - вели­кое чудо земли». Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природ­ными явлениями. Анализировать и комменти­ровать рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строить схему «Земледелие» с использованием рисун­ков-символов. Приводить примеры пословиц о хлебе.
20. Как возникло земледелие. Хлеб — всему голова Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб — великое чудо земли
21. Красная книга России. Р.С. Красная книга Архангельской области Страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Правила охраны растительного мира. Растения оранжевых страниц Красной книги вашей местности Кратко характеризовать страницы Красной книги (чёрные, красные, оран­жевые, жёлтые, белые, зелёные). Знать пра­вила охраны раститель­ного мира. Называть растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. При­водить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом мате­риале). Применять для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (срав­нение, обобщение, ана­лиз, доказательства и др.). Р.С. Красная книга Архангельской области
22. Проверочная работа. «Земля – наш общий дом» Задания проверочной разноуровневой работы Ставить учебную задачу и контролировать её выпол­нение. Доводить дело до конца. Принима­ть и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Проверочная работа.
23. Животные Животные -часть природы. Роль животных в природе Разнообразие животных. Животные — живые тела природы. Фауна — необходимая и очень важная составляющая приро­ды. Без животных не может жить и человек. Животные связаны друг с другом как звенья одной цепи. Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позво­ночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по ве­личине, форме, внеш­нему виду и способам защиты. Книжки-самоделки «Роль живот­ных в природе». Са­мостоятельно подбирать информацию для книжки-самоделки «Роль живот­ных в природе». Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) од­ноклеточных и многокле­точных животных. (групповая работа). Харак­теризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особен­ностями поведения и ус­ловиями обитания жи­вотного. Работать с руб­рикой «Выскажем пред­положения». Работать в группах: подготовка от­вета на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника.
24. Животное –живой организм. Как животные ориентируются, питаются. Животные обладают умением ориентиро­ваться в окружающем мире. Животные питаются веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных. Движения и дыхание животных разнообразны. Размножаются животные по-разному. Рассказ о пове­дении домашнего живот­ного (по материалам длительных наблюде­ний). Различать объекты жи­вой и неживой природы. Приводить примеры раз­ных групп животных (2-3 представителя из изу­ченных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать ма­териалы к проекту. Работать инди­видуально и в малых группах. Аргументиро­ванно отстаивать соб­ственное мнение. Сравнивать животных по их умению ориентиро­ваться в окружающем мире. Классифицировать животных по типу пи­тания Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организ­мы перестали размно­жаться?»
25. Животное –живой организм. Как животные передвигаются, дышат.
26. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Всё поведение животного подчинено инстинктам — врождённым формам поведения. Животные по- разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др Понимать, что всё пове­дение животного подчи­нено инстинктам - врож­дённым формам пове­дения. Кратко рассказы­вать о том, как животные по-разному приспосабли­ваются к условиям жиз­ни: строят гнёзда, впа­дают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводить примеры разнообразного поведе­ния животных.
27. Беспозвоночные животные Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Они включают животных, которые живут как на суше, так и в водной среде. К ним относятся черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги. Насекомые — самая большая группа беспозвоночных животных Участвовать в тематиче­ских обсуждениях и вы­ражает свои предложе­ния. Использовать элемен­ты импровизации для решения творческих задач Приводить примеры среды обитания беспо­звоночных животных. Выделять группу беспо­звоночных животных
28. Позвоночные животные: рыбы, земноводные. Позвоночные животные имеют позвоночник. Это рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие. Позвоночные животные отличаются внешним видом, местом обитания, особенностями поведения Наблюдения рыб в аквариуме, черепахи, белки, хомяка (или других обитателей живого уголка), Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями. Ус­пешно осуществлять учебную деятельность. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Классифицировать по­звоночных животных. Вы­бирать правильное утвер­ждение, работая в паре. Характеризовать особен­ности позвоночных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.
29. Позвоночные животные: пресмыкающиеся
30. Позвоночные животные: птицы
31. Позвоночные животные: млекопитающие
32. Животные и человек Игра – беседа «Животное и человек». Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Как и почему человек одомашнил диких животных. Ориентироваться в поня­тии «одомашнивание жи­вотных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних жи­вотных.
33. Заповедники. «Животные нашего края» РКМ Как чело­век может помочь дикой природе. Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках Обсужда­ть информацию, отвеча­ть на проблемные вопро­сы. Приводить примеры нескольких заповедников. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения. Ставить учебную задачу и контролировать её выпол­нение. Доводить дело до конца. Принима­ть и удерживает цель задания в процессе его выполнения «Животные нашего края» РКМ
34. Проверочная работа. «Царства природы» Задания комплексной проверочной разноуровневой работы Проверочная работа
35. Наша Родина: от Руси до России Древнерусское государство. Восточнославянские племена. О прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Учёные установили, что потомки восточ­ных славян — русские, украинцы и белорусы. Племена восточных славян расселялись по берегам рек Владеть способами ор­ганизации, планирования различных видов дея­тельности (репродуктив­ной, поисковой, исследо­вательской, творческой), понимать специфику ка­ждой. Владеть рассуж­дением, описанием, по­вествованием. Сотрудничать в совмест­ном решении проблемы, искать информацию. Идентифицировать себя как гражданина Россий­ской Федерации. Пони­мать особую роль мно­гонациональной России в развитии общемиро­вой культуры. Соотносить информа­цию с имеющимися зна­ниями. Применять для решения учебных и практических задач различные умст­венные операции (сравне­ние, обобщение, анализ, доказательства и др.). Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать во­просы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете чело­век...» и «Картинная га­лерея Составлять не­большое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстраци­ям учебника и презента­ции. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, веро­исповедания. Пони­мание ценности любой жизни.
36. Древнерусское государство. Первые русские князья. Возникновение Древнерусского государства. Территория и города. Правители Древне-русского государства
37. Древнерусское государство. Князья Ярославль Мудрый и Владимир Мономах.
38. Московская Русь Новое название на­шей страны — Мос­ковская Русь. Станов­ление Москвы как столицы. Иван Гроз­ный — первый рус­ский царь
39. Российская империя. Правление Петра I Образование Рос­сийской империи. Пётр I — император и человек. Деятельность Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербур­га, развитие промыш­ленности, образова­ния и др.
40. Российская империя. Правление Екатерины II Почему царицу Екате­рину II назвали Вели­кой. Деятельность ца­рицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой
41. Российская империя. Правление Николая II Последний российский император и его семья. Характер Ни­колая II, особенности его правления
42. Советская Россия. СССР. Российская Федерация Революция 1917г. Образование Советского Союза. Распад Совет­ского государства. Ос­новы устройства современной России
43. Проверочная работа по теме: «Наша Родина: от Руси до России» Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы Ставить учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Доводить дело до конца. Принимать и удерживает цель задания в процессе его выполнения Проверочная работа
44. Как люди жили в старину. Из истории имён Что отражают имя, отчество и фамилия человека. Как рождались имена и фамилии Особенности внешнего вида славянина. Читать и обсуждать текст учебни­ка. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: об­суждать былины. Слу­шать рассказ учителя «Имя, отчество, фами­лия». В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передавать результаты изучения объектов окру­жающего мира. Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивать ре­зультаты своей деятель­ности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществлять учебную деятельность. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диа­лог, аргументированно отстаивать собственное мнение. Понимать зави­симость вида жилища от условий окружающей среды и социального по­ложения жильца. Пере­числять особенности крестьянской избы. При­водить примеры первых каменных построек. Понимать, что защита Родины - долг славя­нина. Рассказывать о том, что забота о ближ­нем - черта славянского характера. Кратко сооб­щать информацию по теме «Как славяне про­водили свободное вре­мя». Объяснять значение пословиц, поговорок, ус­таревших слов. Узнавать, и называть одежду людей разных сословий. Объяснять различия дет­ской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изго­товления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по при­казу и исконно русской одежде. Разъяснять зна­чения украшений одежды в разные времена.
45. Какими людьми были славяне. Как выглядели. «Народы России» РКМ Как выглядели люди в разные исторические эпохи «Народы России » РКМ
46. Какими людьми были славяне. Как трудились наши предки. Труд славян в далёкой древности. Защита Родины — долг славянина. Забота о ближнем — черта славянского характера. Как славяне проводили свободное время
47. Какие предметы окружали людей в старину. Экскурсия в краеведческий музей. Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Особенности крестьянской избы. Первые каменные постройки. Экскурсия в краеведческий музей
48. По одежке встречают. Одежда по приказу. Одежда людей разных сословий.
49. Русская трапеза Особенности трапезы в городе и в сельской местности. Хлеб да вода — крестьянская еда. Богатый дом — обильная еда Приводить при­меры русских сказок, в ко­торых говорится о каше. Находить репродукции кар­тин русских художников с изображением русской трапезы.
50. Верования языческой Руси. До появления христианства славяне были язычниками. Языческие боги славян. Языческие праздники: Масленица, Ивана Купалы. Читать и обсуждать текст учебни­ка Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать инфор­мацию учебника о богах древних славян. Назы­вать несколько народных праздников. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диа­лог.
51. Принятие христианства на Руси. Крещение Руси. Христианские праздники: Святки, Пасха.
52. Проверочная работа по теме : «Как люди жили в старину» Выполнять задания проверочной разноуровневой работы Ставить учебную задачу и контролировать её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ть и удерживать цель задания в процессе его выполнения Проверочная работа
53. Как трудились в старину. Что создавалось трудом крестьянина «Все профессии важны. Пути-дороги» РКМ Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. Главные кормильцы сельского труженика. Труд мужчины и женщины, детей в крестьянской семье Уважительно относиться к людям тру­да, к своей стране. соотносить инфор­мацию с имеющимися знаниями. Называть особен­ности крестьянского тру­да. Объяснять зависи­мость крестьянского тру­да от природных усло­вий, времени года и по­годы. Перечислять ору­дия сельскохозяйствен­ного труда. Понимать особенности труда мужчины и жен­щины, детей в крестьян­ской семье. Находить от­вет на вопрос о том, что такое крепостное право в России. Читать и обсуждать текст учебни­ка Работать со схемой и текстами учебника. По­нимать, что такое ремес­ло и кого называют ре­месленником. Кратко рас­сказывать о развитии ремёсел в России. Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечни­ки». Рассказывать о своей люби мой игрушке. «Все профессии важны. Пути-дороги» РКМ
54. Труд крепостных крестьян Крепостное право в России: что оно давало помещикам и крестьянам. Отмена крепостного права.
55. Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло? Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника.
56. Игрушки делать –тоже ремесло. Маленькие мастера. Народные промыслы РКМ Развитие ремёсел в России. Народные промыслы РКМ
57. Что создавалось трудом ремесленника. О гончарном ремесле. Гончарное ремесло — одно из самых древних. Значение труда гончаров. Гжельские изделия — пример таланта гончаров.
58. Что создавалось трудом ремесленника. О труде ткачей Ткачество, прядение, шитьё с давних времён — обязанности женщин. Этой работой женская часть семьи занималась осенью и зимой. Шили одежду для всей семьи, готовили приданое для девочек, вязали тёплые вещи
59. Что создавалось трудом ремесленника. Русские оружейники Изготовление оружия и защитных доспехов — древнее ремесло славян. «Оружейные» города России
60. Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры Значение развития промышленности. Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. Наличие полезных ископаемых — условие работы промышленных предприятий В связной, логически це­лесообразной форме ре­чи передавать результаты изучения объектов окру­жающего мира. Описы­вать натуральные объек­ты. Выполнять работу с иллюстративным мате­риалом. Делать вывод об эффек­тивности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом. Показывать на карте. Составлять рассказ. Перечислять разные виды самолетов, машин и т.д. Кратко рассказывать о роли авиа­ции, железнодорожного транспорта.
61. Что создавалось трудом рабочего. О первых железных дорогах в России Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны. «День рождения» железнодорожного транспорта в России
62. Изобретения, сделанные в XIX-XX веках О пароходе Открытия, которые изменили жизнь человека. Первый пароход. Значение развития пароходства в России
63. Изобретения, сделанные в XIX-XX веках. О автомобиле. Рождение «кареты без лошади». Первый российский автомобиль. Развитие автомобилестроения в России
64. Изобретения, сделанные в XIX-XX веках. О самолёте и аэростате. Наблюдения природы — основа многих научных открытий. Создание летательных аппаратов в России и их разнообразие. Современные самолёты и вертолёты
65. Изобретения, сделанные в XIX-XX веках. Время космических полётов К.Э. Циолковский — «отец российской космонавтики». Эра космических полётов: первый искусственный спутник, первые космонавты СССР
66. Проверочная работа по теме: «Как трудились в старину» Выполнять задания проверочной разноуровневой работы Ставить учебную задачу и контролировать её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ть и удерживать цель задания в процессе его выполнения Проверочная работа
67. Резерв
68. Резерв






matrica-i-shema-raspredeleniya-intensivnosti-nagruzki.html
matrica-kak-zapis-koefficientov-sistemi-linejnih-uravnenij.html
    PR.RU™