Материально-техническое обеспечение и финансирование практики

Педагогическая практика

Общие положения

Педагогическая (производственная) практика – составная часть основной образовательной программы по специальности “Филология”, завершающий этап в психолого-педагогической подготовке специалиста-филолога. Практика проводится в муниципальных общеобразовательных учреждениях (школа, ПТУ, лицей, колледж и т. п.) и других образовательных структурах.

Продолжительность практики 8–10 недель. По усмотрению вуза (факультета) практика может проводиться в одном или двух семестрах (а также иначе).

По итогам практики студент получает оценку, приравненную к экзаменационной.

Содержание практики и порядок ее проведения определяется вузом (факультетом), что фиксируется в утверждаемом в вузе положением о педагогической практике и в ее программе.

Цели и задачи.

Цели практики:

1. Педагогическая практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт педагогической деятельности и определенные навыки научно-психологического и педагогического исследования.

2. Ознакомить студентов с содержанием школьных курсов языка и литературы, помочь им в освоении научной методики их преподавания и в приобретении первоначальных навыков работы учителя, ознакомить студентов с внеклассной работой по языку и литературе.

3. Способствовать освоению студентами частных методик преподавания разделов школьных курсов языка и литературы, методик развития речи.

Задачи практики:

1. Ознакомить студентов с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы по языку и литературе как школы в целом, так и каждого класса в отдельности.

2. Выработать у студентов умение слушать, фиксировать и анализировать уроки учителей и студентов.

3. Выработать у студентов умение планировать уроки различного типа, проводить уроки по языку и литературе в разных классах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку языка и литературы.

4. Сформировать у студентов умения, связанные с подготовкой и проведением разнообразных уроков по развитию речи учащихся.

5. Выработать у студентов умение организовать индивидуальную работу по предмету.

6. Ознакомить студентов с содержанием и методикой проведения факультативных и внеклассных занятий в школе.

7. Выработать у студентов умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их.

8. Ознакомить студентов с деятельностью методического объединения учителей языка и литературы.



Структура и содержание практики.

Перед началом практики проводится установочная конференция в вузе, а по ее окончании - итоговая конференция в образовательном учреждении (подводятся итоги практики в данной образовательном учреждении и выставляются предварительные оценки за практику) и заключительная в вузе (подводятся итоги практики по специальности в целом, выставляются окончательные оценки за практику).

Вводная неделя.

Посещение всех уроков и внеклассных мероприятий в избранном классе (классах). Знакомство с учащимися, изучение опыта классного руководителя и учителей, работающих в этом классе; составление индивидуального плана на весь период практики и графика проведения уроков по предмету; подготовка к первым урокам.

Основная часть практики.

Работа студентов по индивидуальным планам: подготовка и проведение уроков, внеклассных занятий по предмету, посещение уроков, внеклассных мероприятий, проводимых практикантами, участие в их обсуждении.

Заключительная неделя.

Завершение работы по индивидуальным планам. Составление отчета, оформление документации, подведение итогов практики в образовательном учреждении:

В период практики студенты выполняют следующие виды работ:

1. Посещают в течение первой недели все уроки в закрепленном за ними классе с целью знакомства с учащимися и их школьным бытом.

2. Посещают уроки по предмету, проводимые разными учителями и практикантами.

3. Преподают предмет в закрепленном классе. Количество пробных и зачетных уроков, проводимых студентом-практикантом, определяет вуз (факультет).

4. Проверяют письменные работы учеников по предмету.

5. Готовят и проводят не менее одного внеклассного мероприятия по предмету.



6. По возможности посещают заседания методического объединения учителей языка и литературы в образовательном учреждении, планерки, педсоветы.

7. В соответствии с программой практики, утвержденной вузом (факультетом), студенты в течение практики могут под руководством методиста работать над избранной методической проблемой.

По итогам практики студент представляет групповому руководителю следующую отчетную документацию:

1. Отчет о проделанной работе (№ образовательного учреждения, класс, имя учителя-руководителя практики, имя преподавателя вуза – методиста, список проведенных уроков по темам, название внеклассного мероприятия).

2. Индивидуальный план-дневник.

3. Конспекты уроков по предмету.

4. Анализ одного из посещенных уроков по предмету.

5. Характеристики, написанные учителем-предметником и классным руководителем и заверенные директором образовательного учреждения.

Руководство практикой

Общее руководство практикой осуществляет руководитель практики по специальности (факультетский руководитель практики), назначаемый ректором (деканом).

Ответственность за подготовку, проведение практики и подведение ее итогов лежит на выпускающих кафедрах, которые назначают групповых руководителей практики в образовательных учреждениях.

Со стороны образовательного учреждения практикой руководят директор (его заместитель), учителя и классные руководители.

Примерный перечень обязанностей руководителей практики.

Факультетский руководитель практики:

Групповой руководитель практики:

Директор школы или по его поручению заведующий учебной частью:

Учитель школы:

Классный руководитель:

Составители: Н.А. Кузнецова, к.п.н., доц., декан филологического факультета,
Ю.В. Трубникова, к.ф.н., доц. кафедры современного русского языка;
А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав. кафедрой теории коммуникации,
риторики и русского языка Алтайского государственного университета

ПОЛОЖЕНИЕ
о педагогической практике

Утверждено Ученым советом БГПУ 25 мая 2005 г.

Педагогическая практика студентов педуниверситета является неотъемлемой частью подготовки преподавательских кадров, способных решать актуальные задачи общеобразовательных учреждений, формировать личность, отвечающую современным требованиям общества. Педагогическая практика организуется согласно учебным планам факультетов. Содержание, формы и сроки практики разрабатываются соответствующими кафедрами и утверждаются Советами факультетов с учетом территориальных условий, профиля факультетов и особенностей контингента студентов.

Основными задачами педагогической практики как ведущего звена профессиональной подготовки учителя являются:

Содержание педагогической практики

Главное содержание педагогической практики составляет профессионально-педагогическая деятельность студентов, которая включает:

а) изучение личности ребенка, подростка, старшеклассника; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности; проектирование его индивидуального развития;

б) организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.;

в) организацию учебно-познавательной деятельности детей;

г) формирование и развитие педагогической культуры.

Основное содержание педагогической практики реализуется:

Летняя практика

За участие в организации и проведении инструктивного лагерного сбора по подготовке студентов к летней педагогической практике преподавателям начисляется количество часов, соответствующее реальной затрате времени преподавателя, но не более 8 часов в день.

Оплата труда работников образовательных учреждений

(из расчета за одного студента, в часах)

4 курс 5 курс
Руководителю образовательного учреждения или его заместителю
Зам. руководителя образовательного учреждения, ответственному за педагогическую практику
Учителю
Классному руководителю
Всего

Учителю за педпрактику "Первые дни ребенка в школе" - 2 часа за одного студента в неделю.

Работникам образовательных учреждений за руководство педпрактикой студентов отделения "Логопедия" - 3 часа за одного студента в неделю.

Оплата учителям за проведение уроков и внеклассных занятий, организуемых в связи с практическими (лабораторными) занятиями по педагогике, психологии и методике, производится из почасового фонда университета, но не более 16 часов за подгруппу в течение года.

Примечание: 1) при увеличении (уменьшении) продолжительности практики нормы расчета учебной нагрузки (оплаты) увеличиваются (уменьшаются) пропорционально изменению продолжительности практики;

2) если в педагогической практике участвуют несколько методистов (учителей), то норма времени, установленная для одного методиста (учителя) делится между ними пропорционально времени, затраченному каждым из них.

Особенности в организации и проведении педагогической практики студентов заочных и вечерних отделений

Студенты вечерних и заочных отделений, работающие по специальности, соответствующей профилю факультета, освобождаются от педагогической практики. Зачет ставится на основании следующей документации:

1. Характеристика с места работы.

2. Копия трудовой книжки.

3. План работы на четверть.

4. Конспект урока.

5. Конспект внеурочного мероприятия.

Студенты, не работающие по специальности, соответствующей профилю факультета, проходят обязательную педагогическую практику в объеме, предусмотренном учебными планами, в образовательных учреждениях в организованном порядке по плану факультета или индивидуально по месту жительства с разрешения кафедры, организующей педагогическую практику.

Задачи и содержание педагогической практики, основные положения ее организации, обязанности руководителей практики и студентов-практикантов, распределение поручений, определенных настоящим Положением, одинаковы для дневной, вечерней и заочной форм обучения.

На IV курсе педагогическая практика проводится в VIII семестре в 5-8 классах в течение четырех недель, на V курсе - в IX семестре в 9-11 классах в течение четырех недель. Студенты, обучающиеся по специальности "Педагогика и методика начального образования" проходят практику на 4 и 5 курсах в 1-4 классах.

На основании отчетной документации и заключения преподавателей кафедр психологии (психолого-педагогическая характеристика ученика, коллектива) и педагогики (план воспитательной работы в классе на четверть, конспект одного из воспитательных мероприятий, письменный отчет о выполнении исследовательского задания по педагогике) групповой преподаватель выставляет студентам дифференцированный зачет.

Отчетная документация на IV курсе:

1. Индивидуальный план педагогической практики с отметкой учителя и классного руководителя о его выполнении.

2. Психолого-педагогическая характеристика личности ученика (с приложением материалов проведенных исследований).

3. Конспекты всех уроков, проведенных во время практики.

4. План воспитательной работы в классе на четверть и конспект одного из воспитательных мероприятий с самоанализом результатов его проведения.

5. Отзыв (характеристика) о проведенной работе (пишет учитель и классный руководитель, подписывает директор школы и заверяет школьной печатью).

6. Отчет о работе.

Отчетная документация на V курсе:

1. Индивидуальный план педагогической практики с отметкой учителя и классного руководителя о его выполнении.

2. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива (с приложением материалов проведенных исследований).

3. Конспекты всех уроков, проведенных во время практики.

4. Письменный отчет о выполнении исследовательского задания по педагогике. (Тематика исследовательского задания предлагается кафедрой педагогики или может соответствовать методической теме школы, классного руководителя, учителя или курсовой (дипломной) работе студента).

5. Отзыв (характеристика) о проведенной работе (пишет учитель и классный руководитель, подписывает директор школы и заверяет школьной печатью).

6. Отчет о работе.

Оплата за руководство педпрактикой студентов заочной формы обучения:

а) преподавателям университета при определении учебной нагрузки за руководство студентами-заочниками, вызванными университетом для прохождения педагогической практики, начисляется (за одного студента, в часах):

4 курс 5 курс
методисту по педагогике 0,5 0,5
методисту по психологии 0,5 0,5
методисту по специальности

Примечание: то же количество часов начисляется специалистам, приглашенным университетом для руководства педагогической практикой студентов на условиях почасовой оплаты.

б) при прохождении студентами-заочниками педагогической практики по месту их работы преподавателям университета, а также другим специалистам, приглашенным университетом на условиях почасовой оплаты, начисляется (за одного студента в год в часах):

4 курс 5 курс
групповому руководителю
методисту по педагогике 0,5 0,5
методисту по психологии 0,5 0,5

Примечание: в случае выполнения одним преподавателем обязанностей методиста по педагогике и методиста по психологии часы, выделяемые каждому преподавателю в отдельности, суммируются.

в) работникам школ, участвующим в педагогической практике, начисляется (за одного студента в часах):

4 курс 5 курс
учителю
классному руководителю
руководителю образовательного учреждения

г) факультетскому (курсовому) руководителю - 0,5 часа за одного студента.

Педагогическая диагностика и ее роль
Понятия. Значение диагностики. Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики. Сущность, содержание, виды, принципы и методы педагогической диагностики. Прогнозирование. Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста.
контрольная работа [48.1 K], добавлена 16.12.2007

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.avpu.ru/

Педагогическая практика

Содержание

· Предисловие

· 1. Педагогическая практика

o 1.1. Цель и задачи педагогической практики

o 1.2. Содержание педагогической практики

o 1.3. Организация педагогической практики

o 1.4. Руководство педагогической практикой

o 1.5. Методические рекомендации по выполнению заданий педагогической практики

· 2. Учебно-педагогическая практика

o 2.1. Цель и задачи учебно-педагогической практики

o 2.2. Содержание учебно-педагогической практики

o 2.3. Организация и проведение учебно-педагогической практики

o 2.4. Руководство учебно-педагогической практикой

o 2.5. Методические рекомендации по выполнению заданий учебно-педагогической практики

· 3. Педагогическая практика в летних детских оздоровительных лагерях

o 3.1. Учебно-методическая подготовка студентов к работе в летних детских оздоровительных лагерях

o 3.2. Цель и задачи педагогической практики

o 3.3. Содержание педагогической практики

o 3.4. Организация педагогической практики

o 3.5. Руководство педагогической практикой

· 4. Педагогическая практика

o

o 4.1. Цель и задачи педагогической практики

o 4.2. Содержание педагогической практики

o 4.3. Организация педагогической практики

o 4.4. Руководство педагогической практикой

o 4.5. Методические рекомендации по выполнению заданий педагогической практики

· 5. Педагогическая практика

o

o 5.1. Цель и задачи педагогической практики

o 5.2. Содержание педагогической практики

o 5.3. Организация педагогической практики

o 5.4. Руководство педагогической практикой

o 5.5. Методические рекомендации по выполнению заданий педагогической практики

· 6. Преддипломная педагогическая практика

o 6.1. Цель и задачи педагогической практики

o 6.2. Содержание педагогической практики

o 6.3. Организация педагогической практики

o 6.4. Руководство педагогической практикой

· Приложения. Справочно-методические материалы по выполнению заданий педагогических практик

o Приложение 1. Структура и содержание дневника студента-практиканта

o Приложение 2. Примерная схема анализа внеурочного воспитательного мероприятия

o Приложение 3. Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

o Приложение 4. Примерная схема плана-конспекта урока

o Приложение 5. Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики ученика

o Приложение 6. Примерная схема изучения коллектива учащихся класса

o Приложение 7. Примерная схема отчета по педагогической практике

o Приложение 8. Ведомость оценки проведенных практикантами уроков и внеурочных занятий по учебным предметам Психолого-педагогический практикум

o Приложение 9. Ориентировочный тест школьной зрелости (Я. Йирасик, А. Керн)

o Приложение 10. Изучение мотивации учения младших школьников (по М.В. Матюхину). Педагогический самоменеджмент

o Приложение 11. Тест для воспитателя (вожатого)

o Приложение 12. Оценка профессиональной направленности личности учителя (по Е.И. Рогову)

o Приложение 13. Методика изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической

· деятельности (по Т.А. Ротановой, Л.И. Золоторевой, Н.Ф. Шляхту)

oПриложение 14. Правое или левое полушарие?

oПриложение 15. Хочу и могу: (по Е.Б. Фанталову)

oПриложение 16. Организованный ли Вы человек? (по В.М. Шепелю)

oПриложение 17. Какой Вы книголюб? (по В. Рощаховскому)

oПриложение 18. Наблюдательны ли Вы? (по А.Б. Боровскому)

oПриложение 19. Внимательны ли Вы? (по А.Б. Боровскому)

oПриложение 20. Насколько Вы терпимы (по А.Б. Боровскому)

oПриложение 21. Каков Ваш творческий потенциал? (по Ю.П. Рагозину)

oПриложение 22. Уровень общительности учителя (по В.Ф. Ряховскому)

oПриложение 23. Стиль поведения (по В.П. Симонову)

oПриложение 24. Ваш стиль общения (по В.М. Шепелю)

Педагогическая практика – это практика, направленная на отработку профессионально-педагогических умений, освоение приемов и методов преподавания дисциплин предметной подготовки, овладение навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы. Педагогическая практика проходит на базе образовательных учреждений (в детском саду, школе, училище, колледже, вузе и др.), к педагогической практике относится летняя практика в лагере.

Ведущее место в профессионально-педагогической подготовке специалистов принадлежит педагогической практике, вокруг которой объединяются все другие виды подготовки студентов в колледже. Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки студентов и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений в практической работе по приобретаемой специальности.

Организация практики на всех этапах направлена на:

· выполнение государственных требований к минимуму содержания и подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификации;

· непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения; преемственность всех видов практики.

Педагогическую практику студенты проходят в разных типах и видах общеобразовательных учреждений, обеспечивающих функции образования и воспитания детей.

Педагогическая практика

Общие положения

Педагогическая (производственная) практика – составная часть основной образовательной программы по специальности “Филология”, завершающий этап в психолого-педагогической подготовке специалиста-филолога. Практика проводится в муниципальных общеобразовательных учреждениях (школа, ПТУ, лицей, колледж и т. п.) и других образовательных структурах.

Продолжительность практики 8–10 недель. По усмотрению вуза (факультета) практика может проводиться в одном или двух семестрах (а также иначе).

По итогам практики студент получает оценку, приравненную к экзаменационной.

Содержание практики и порядок ее проведения определяется вузом (факультетом), что фиксируется в утверждаемом в вузе положением о педагогической практике и в ее программе.

Цели и задачи.

Цели практики:

1. Педагогическая практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт педагогической деятельности и определенные навыки научно-психологического и педагогического исследования.

2. Ознакомить студентов с содержанием школьных курсов языка и литературы, помочь им в освоении научной методики их преподавания и в приобретении первоначальных навыков работы учителя, ознакомить студентов с внеклассной работой по языку и литературе.

3. Способствовать освоению студентами частных методик преподавания разделов школьных курсов языка и литературы, методик развития речи.

Задачи практики:

1. Ознакомить студентов с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы по языку и литературе как школы в целом, так и каждого класса в отдельности.

2. Выработать у студентов умение слушать, фиксировать и анализировать уроки учителей и студентов.

3. Выработать у студентов умение планировать уроки различного типа, проводить уроки по языку и литературе в разных классах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку языка и литературы.

4. Сформировать у студентов умения, связанные с подготовкой и проведением разнообразных уроков по развитию речи учащихся.

5. Выработать у студентов умение организовать индивидуальную работу по предмету.

6. Ознакомить студентов с содержанием и методикой проведения факультативных и внеклассных занятий в школе.

7. Выработать у студентов умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их.

8. Ознакомить студентов с деятельностью методического объединения учителей языка и литературы.

Структура и содержание практики.

Перед началом практики проводится установочная конференция в вузе, а по ее окончании - итоговая конференция в образовательном учреждении (подводятся итоги практики в данной образовательном учреждении и выставляются предварительные оценки за практику) и заключительная в вузе (подводятся итоги практики по специальности в целом, выставляются окончательные оценки за практику).

Вводная неделя.

Посещение всех уроков и внеклассных мероприятий в избранном классе (классах). Знакомство с учащимися, изучение опыта классного руководителя и учителей, работающих в этом классе; составление индивидуального плана на весь период практики и графика проведения уроков по предмету; подготовка к первым урокам.

Основная часть практики.

Работа студентов по индивидуальным планам: подготовка и проведение уроков, внеклассных занятий по предмету, посещение уроков, внеклассных мероприятий, проводимых практикантами, участие в их обсуждении.

Заключительная неделя.

Завершение работы по индивидуальным планам. Составление отчета, оформление документации, подведение итогов практики в образовательном учреждении:

В период практики студенты выполняют следующие виды работ:

1. Посещают в течение первой недели все уроки в закрепленном за ними классе с целью знакомства с учащимися и их школьным бытом.

2. Посещают уроки по предмету, проводимые разными учителями и практикантами.

3. Преподают предмет в закрепленном классе. Количество пробных и зачетных уроков, проводимых студентом-практикантом, определяет вуз (факультет).

4. Проверяют письменные работы учеников по предмету.

5. Готовят и проводят не менее одного внеклассного мероприятия по предмету.

6. По возможности посещают заседания методического объединения учителей языка и литературы в образовательном учреждении, планерки, педсоветы.

7. В соответствии с программой практики, утвержденной вузом (факультетом), студенты в течение практики могут под руководством методиста работать над избранной методической проблемой.

По итогам практики студент представляет групповому руководителю следующую отчетную документацию:

1. Отчет о проделанной работе (№ образовательного учреждения, класс, имя учителя-руководителя практики, имя преподавателя вуза – методиста, список проведенных уроков по темам, название внеклассного мероприятия).

2. Индивидуальный план-дневник.

3. Конспекты уроков по предмету.

4. Анализ одного из посещенных уроков по предмету.

5. Характеристики, написанные учителем-предметником и классным руководителем и заверенные директором образовательного учреждения.

Материально-техническое обеспечение и финансирование практики

При реализации программы практики студенты пользуются материально-техническим оборудованием и библиотечными фондами вуза и образовательных структур, в которых проводится практика. Оплату руководства практикой работниками образовательных учреждений осуществляет вуз.

Руководство практикой

Общее руководство практикой осуществляет руководитель практики по специальности (факультетский руководитель практики), назначаемый ректором (деканом).

Ответственность за подготовку, проведение практики и подведение ее итогов лежит на выпускающих кафедрах, которые назначают групповых руководителей практики в образовательных учреждениях.

Со стороны образовательного учреждения практикой руководят директор (его заместитель), учителя и классные руководители.

Примерный перечень обязанностей руководителей практики.

Факультетский руководитель практики:

Групповой руководитель практики:

Директор школы или по его поручению заведующий учебной частью: